Задвижки — трубопроводная запорно-регулирующая арматура, которая используется практически во всех отраслях промышленности. Профессионалы сантехнического рынка неоднократно подчеркивают их неоспоримые преимущества в сравнении с другими устройствами сходного назначения. А в этой статье мы постараемся ответить на вопросы, какие же самые распространенные причины неисправностей задвижек и как их отремонтировать своими руками?
Обслуживание задвижек (заслонок) требует регулярного вмешательства специалистов, периодического тестирования всей системы трубопровода и комплексного ухода за ней. И это как раз нельзя отнести к достоинствам данных устройств. Однако возможность неоднократного ремонта выводит задвижки на уровень удобной и практичной арматуры, способной работать десятилетия и без замены.
Техобслуживание и техосмотр задвижек
Лучшее средство от возникновения поломок и неисправностей – корректная эксплуатация и профилактика работы устройств. Самой приемлемой частотой проведения полного цикла задвижки можно считать один раз в месяц, когда запуск оборудования очищает трущиеся поверхности от накипи, мелких частиц, ила и прочего.
Не забывайте смазывать шток заслонок с выдвижным шпинделем.
Проводите еженедельный осмотр герметичности сальника, подтягивайте его в случае потери эластичности и меняйте, когда это необходимо.
Не допускайте промежуточного положения затвора. Данная арматура должна быть только открыта/закрыта.
Соблюдайте правила безопасности даже при поверхностном осмотре.
Как отремонтировать задвижку?
Прежде всего, надлежит выявить саму причину поломки устройства. Поняв, что именно послужило фактором, приведшим к неисправности, вы сможете если не починить механизм вручную, то устранить её, как минимум.
Отметим, что перед началом любых работ следует перекрыть подачу рабочего вещества в трубопроводе полностью. Затем можно приступать к осмотру.
Причины неисправностей
-
Неполное перекрытие потока/течь в системе
Негерметичное перекрытие потока рабочего вещества часто объясняется возникшими дефектами контактирующих между собой частей. Это могут быть царапины или сколы на самом затворе или корпусе задвижки. Но нередко причиной может служить образование накипи, осадков и засоров.
Что делать?
В таких случаях прибегают к притирке и зачистке уплотнителей, затвора или корпуса алмазными пастами (от крупнозернистой до полировочной). Но со шлифовкой клиновых задвижек необходимо знать меру: со временем затвор этих устройств проседает, то есть, по факту, герметичность нарушается даже при идеально отшлифованных поверхностях запирающего элемента – клина.
-
Течь по штоку
Если вы заметили протекание жидкости или другого вещества по штоку, это свидетельствует о некачественном его уплотнении. Вообще, уплотнителям нужно уделять столько же внимания, сколько самой арматуре. Поэтому, не затягивайте и регулярно меняйте сальниковую набивку.
Но даже если и это не помогло, значит, проблема кроется в образовании коррозийных раковин в самом штоке из-за сношенного состояния уплотнительных материалов.
Тогда шток либо наваривают, либо полностью меняют.
-
Маховик задвижки не поворачивается
Это случается из-за отсутствия правильного ухода за оборудованием. Как уже неоднократно было сказано, заслонки требовательны в обслуживании, поэтому их нужно открывать чаще, чем просто один раз в год. Накипь на уплотнителях препятствует открытию затвора, его клинит и в дальнейшем маховик практически невозможно повернуть вручную. Ни в коем случае не пытайтесь силой повернуть его!
Не стучите по штоку и по возможности не применяйте чрезмерную силу.
Чтобы устранить проблему не сорвав гаек, снимите крышку и тщательно очистите корпус и диск, дополнительно выполните шлифовку, о которой подробно рассказано выше.
-
Маховик поворачивается, но поток не перекрывается
Если такое произошло, знайте – случился обрыв затвора. Как показывает практика, подобного рода неприятности характерны для изношенного оборудования с выдвижным шпинделем. Варианта всего два: износ «кулачка» штока, фиксирующего затвор, и срыв резьбы гайки, направляющей шток. В первом случае замените либо приварите новый «кулачок», а во втором, если это конструктивно возможно, замените испорченную гайку.
Но, что касается обычных задвижек со штоком невыдвижным, ремонт, скорее всего, невозможен. Так как суть проблемы может скрываться только в изношенной гайке, зафиксированной в штоке, а извлечь её, к сожалению, нельзя.
Задвижки, уникальные и удобные детали трубопровода, будут служить долго и качественно, если вы отнесетесь к ним со всей серьёзностью и добросовестностью. Их существует огромное количество разновидностей, вариаций, модификаций и т.д., от чего и зависят нюансы в техническом обслуживании. Ремонт – отличительная особенность данного типа запирающих механизмов и обоснованный их плюс. Но не старайтесь не доводить состояние трубопровода до преждевременных ремонтных работ.